Налоговые инспектора заставляют использовать 2 спец счета

TerminalTech.ru / Информация / Использование двух спец счетов.

Уже пару месяцев как налоговые инспектора в некоторых регионах высылают агентам требования, об использовании двух спец счетов. Внизу разъяснения по этому поводу.

Объяснение

В производстве _________________________________ находится административное дело в отношении ____________________ о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. На основании ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашаются материалы дела, заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, исследуются иные доказательства.
____________________ считает незаконным его привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ по следующим основаниям:

Ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов
В данном случае объективной стороной вменяемого административного правонарушения является зачисление не в полном объеме на свой специальный банковский счет в кредитной организации денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, или неиспользование специальных банковских счетов для указанных расчетов.
В деянии лица, привлекаемого к административной ответственности полностью отсутствует объективная сторона правонарушения, поскольку денежные средства от плательщиков им зачислялись на специальный банковский счет в полном объеме. Законодательством не предусмотрена обязанность использования нескольких специальных счетов одним лицом, учитывая нижеизложенное:

Предметы регулирования Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее Закон 161-ФЗ) и Закона 103-ФЗ не совпадают: Закон 103-ФЗ не регулирует деятельность банковских платежных субагентов (п. 1 ст. 1 Закона 103-ФЗ), а Закон 161-ФЗ не регулирует деятельность платежных субагентов (п. 4 ст. 4 Закона 161-ФЗ), за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 1 Закона N 103-ФЗ, согласно которому к отношениям, регулируемым данным Законом 103-ФЗ, нормы Закона 161-ФЗ применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 35 Закона N 161-ФЗ.

        Указанные Законы не регулируют ситуацию, при которой одно лицо одновременно обладает как статусом банковского платежного субагента, так и статусом платежного субагента, соответственно, нормы указанных  Законов, обязывая использовать специальный банковский счет (счета), не разделяют специальный банковский счет на два разных вида, устанавливая в качестве  критериообразующего фактора тот факт, в каком статусе выступает субъект предпринимательской деятельности.
В обоих Законах речь идет об одном виде счета, который обязан использовать платежный субагент и банковский платежный субагент, а именно, о специальном банковском счете (подп. 4 ст. 14 Закона 161-ФЗ, п. 14 ст. 4 Закона 103-ФЗ).
Указанный вывод подтверждается описанием специального банковского счета, которое содержится в Положении о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденном Банком России 16.07.2012 N 385-П (далее Положение 385-П). Как следует из Положения 385-П, назначение счета N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому договору, заключенному с платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), поставщиком.
Из вышеуказанного описания специального банковского счета, содержащегося в Положении 385-П, следует, что существует один единственный вид специального банковского счета, при этом Положение 385-П не разделяет специальный банковский счет на разные виды в зависимости от того, какой субъект предпринимательской деятельности обязан его использовать, а именно, платежный субагент или банковский платежный субагент.

       Таким образом, действующим законодательством не установлено требования  об  использовании двух специальных банковских счетов в том случае, если статус платежного субагента и банковского платежного субагента совпадает в одном лице.

        Следует отметить, что и налоговый орган (Федеральная налоговая служба России) также исходит из концепции одного специального банковского счета и не разделяет его на виды в зависимости от того, какой субъект обязан его использовать, а именно, платежный субагент или банковский платежный субагент, так согласно Письму ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@ "Об использовании специальных банковских счетов" специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком - для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

         В соответствии с ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

          В описываемой ситуации ________________________ в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществлял сдачу в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет №­­­­___________ открытый в _____________, а также  использовал указанный специальный банковский счет для осуществления соответствующих расчетов, обратное налоговым органом не доказано, в связи с чем в действиях ___________________ отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1. КоАП РФ.

      Следует отметить, что ссылка налогового органа (в качестве обсонования необходимости открытия двух спецсчетов) на разъяснения Центрального банка (реквизиты которого не приводит), которые не имеют номер, нигде не зарегистрированы и не подписаны каким-либо должностным лицом ЦБ РФ, - необоснованно, т.к. они не имеют правовой силы. Более того, эти разъяснения прямо противоречат нормативным актам ЦБ РФ:    

Согласно п. 1.5 Положения Банка России № 519 от 15.09.1997 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", утвержденного Приказом Банка России от 15.09.1997 N 02-395 (ред. от 24.06.1998, с изм. от 18.04.2002) следует, что:
«Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:
указание Банка России;
положение Банка России;
инструкция Банка России.
Вышеуказанный перечень является закрытым.

Согласно п. 1.6. Вышеуказанного Положения ЦБ, следует, что «нормативные акты Банка России подписываются Председателем Банка России».
Кроме того, Центральный Банк РФ не наделен правом толковать Федеральные законы (в частности №103-ФЗ и №161-ФЗ), соответственно его позиция по этому вопросу не имеет правовой силы.
Учитывая изложенное, ссылка налогового органа на разъяснения ЦБ без номера и подписи – необоснованна.

         Кроме того, указанные ненормативные разъяснения и сообщения Центрального Банка РФ уже исследовались в судебной практике, и им  давалась соответствующая оценка. Так, например,  из Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 г. N 03АП-4529/12 (оставленного в силе Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 5.02.2013г. N Ф02-6059/12 по делу N А33-9496/2012) следует, что: «Ссылки третьих лиц на Информацию Банка России "Ответы и вопросы по применению отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и письмо Министерства финансов РФ от 07.05.2010 N 03-02-07/1-226 являются необоснованными, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции, указанные Информация и письмо, не являются нормативными правовыми актами и носят рекомендательный характер».

Согласно статье 6 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 №943-1 главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. При этом ежегодно Федеральной налоговой службе РФ ставятся задачи и планы по сбору налогов. Использование одного специального банковского счета позволяет без причинения какого-либо ущерба основной фискальной функции увеличить доходы как налогоплательщика, так и бюджетной системы Российской Федерации, что, в свою очередь, выгодно и налогоплательщику, и государству, а также в полной мере сохраняет баланс публичных и частных интересов. В то время как использование им нескольких спецсчетов – напротив, возлагает на хозяйствующий субъект дополнительные необоснованные расходы по открытию и ведению нескольких спецсчетов, уменьшая налоговые поступления в бюджет и эффективность предпринимательской деятельности, а также вносит дополнительную неразбериху и задвоения в бухгалтерском учете. 
Таким образом, деятельность ___________________ в полной мере соответствуют законодательству РФ и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в его действиях отсутствует.

На основании ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса. В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

 

Основываясь на изложенном, в соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ,

ПРОШУ:

Вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

 

С уважением,
_____________________________________________________________________________